FANTSITE
|| статьи || биографии || библиотека || гостевая || рассылка: ||

ДНК – программа?


Компьютеры, люди. Кто умней? По-моему, вопрос глупый. Но как часто мы его слышим? В желтых газетенках - бабушки-журналистки, в дешевых “научных” программах - переквалифицировавшиеся полярники-ударники, на лавочках перед домами – домохозяйки. Об этом спорят все, даже те, кто никогда не видел компьютер в глаза.

Одни свято верят в то, что с мозгом человека не сравниться ничто. Наиболее часто употребляемая ими фраза: “Мы используем свой мозг только на четыре процента”. Компьютером управляет программа, программу создает человек, человек управляет компьютером. В этом они правы. Человек действительно главенствует над машиной. Существуют, конечно, случаи обратного. Часто люди попадают под влияния компьютеров. Но, опять же, человек попадает под влияние программ на этих компьютеров, программ, которые создает сам человек. Человек может управлять компьютером и другими людьми. Малый процент использования мощи нашего мозга, на мой взгляд, свидетельствует лишь о том, что человек – слабое создание. Это вовсе не “венец природы”. Он даже не может использовать то, что дано ему. Да и взять у природы у него ничего никогда не получалось удачно. Никто не хочет это признавать, что он не может соображать быстрей какой-то железяки. Но это так.

Сознание человека – программа, некоторое подобие операционной системы. Ядро ее закладываеться в человека с рождением, оно передается по ДНК. Родители, наши воспитатели, учителя, бабушки, дедушки тщательно исправляют баги в этой программе. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Как и у программистов. У одного программа будет иметь приятный интерфейс и будет летать, у другого она выйдет тормозным монстром.

Известно, что при рождении, ребенок плохо видит и слышит. Со временем он приспосабливается к окружаещему миру, привыкает к своему телу. Он, как-бы “настраивает драйвера”. Современные операционные системы так же в состоянии определить оборудование и настроить его параметры. Это основные драйвера, необходимые для корректной работы системы. Позже появятся другие, новые, возможно, даже следующие версии. Их будут “устанавливать” в память ребенка воспитатели. Я использую слово “программа”, хотя более уместное – “драйвер”, поскольку именно отряд программ - драйвера отвечают за работу внутренних и внешних устройств. Например, учат ребенка писать. Говорят ему о буквах, словах, каких-то кракозябрах. Ребенок не понимает ничего. Это программист создает каркас программы, которая еще не хочет запускаться. Проходят недели, воспитатели подбирают новые слова для ребенка, показывают ему буквы. Наконец, ребенок в состоянии написать букву “А”. Это программист, наконец, запустил программу, но она виснет в самом начале своей р абот
ы. Но программист не отчаивается, он видит прогресс, он изменяет пару строк, вводит другие переменные. Это воспитатели, долго работая с ребенком, показывают ему, как буквы складываются в слова. И вот долгожданный момент, малыш прочитал слово, написаное на заборе. Мама хоть и очень счастлива, но скажет сыну, что не стоит читать слов на заборах. Гораздо приличнее слова из книг-сказок. И она обязательно похвастается всем родным, друзьям, соседям об успехах своего чада. А программист запустил свою программу, она работает, но выдает неверный результат. Он замечает, что в одном месте вместо “+” стоит “-”. Пару движений мышью – программа работает, радости ее создателя нет предела, и уже на следующий день все узнают о выходе нового шедевра программерской мысли. Абсолютно четкая аналогия, не так ли?

Вот только драйвера эти намного сложнее компьютерных. Не потому, что их труднее написать, а потому, что они сложнее в конечной стадии. Наименее трудно постижим механизм освоения человеком новых знаний – “компиляция” программы. Легче всего это объясняется тем, что вначале компилятора нет. Тоесть, драйвер работает под программой-транслятором, проходит “бета-тестинг” еще в исходных кодах. В любой момент, если ребенок спутает букву “А” с “Л”, то ему это покажут, заменят строку в программе. Со временем, если программа работает практически без багов, ее компилируют и оставляют в памяти. Почему практически без багов? Да потому, что даже грамотный человек может ошибиться и написать слово “биреза”. Именно эта программа-транслятор и поставляется с операционной системой, передается по генах. Конечно, в ней можно изменить пару настроек – выставить подключаемые модули, параметры запуска. Так вполне можно стимулировать малыша к обучению мороженым или отучить своим безразличием. Она использует для своей работы другие пр огра
ммы-драйвера: слух, речь, зрение, двигательные драйвера и т.д. Примерно так же, как ваш компилятор использует драйвер клавиатуры, чтоб узнать какой текст вы вводите. Эта программа – операционная система нашего организма и есть то, что отличает нас от компьютеров. Мутации, наследственные изменения – эксперименты с исходным кодом. Один вопрос: “Кто тогда программист?” Дошла ли программа до такого уровня, что может сама себя поддерживать, разрабатывать новые версии? Или же нами управляет что-то большее: бог, вселенский разум?

Таким образом, мы превратились в бога для компьютера. Мы его создали, мы разработали для него программы, мы обладаем абсолютной властью над ним. Если бы был создан искусственный интеллект, компьютеры бы поклонялись нам. Может быть, такое бы было не всегда, ведь среди людей есть лидеры, не исполняющие заповеди, а за ними – орда последников.

Так возможно ли создание искусственного интеллекта? Главная трудность – создать ту самую операционную систему. Операционную систему, которая могла бы обучаться. Обучаться не определенному набору действий: такое есть и сейчас. А обучаться, чтобы дальше обучаться. Она должна следовать словам Ленина: “Учиться, учиться и еще раз учиться”. Это очень сложно, но никак не выглядит невозможным.

Мозг человека можно сравнить с компьютером. Нервы – проводники, которые могут соединяться в сложные цепи – диоды, транзисторы, микросхемы, процессоры. Есть туча устройст: “анализатор и думатель” (процессор); память (любое ПЗУ, пример: жесткий диск); зрение, слух, осязание, обаняние (устройства ввода); движение, чувства, эмоции (компьютеру это не нужно, там этого нет, хотя особых проблем при создании не возникнет); вспомогательные, проводящие (ОЗУ, материнка).

Соответствие полное, возможности для создания искусственного интеллекта есть. Человек может его “сотворить”. Интеллект может оказаться злым, он может захотеть захватить весь мир и сделать тотальный безпридел по сюжету “Матрицы”. Но мне, почему-то, кажеться, что мы всегда сможем послать его на три веселых клавишы, рубануть по кнопке “ресет”, вырвать вилку из розетки, ну, а если все это не поможет, то его всегда можно выкинуть из окна. Он точно не выживет.



|| статьи || биографии || библиотека || гостевая || jeka911 ||
FANTSITE
Hosted by uCoz