FANTSITE
|| статьи || биографии || библиотека || гостевая || рассылка: ||

Андрей Лазарчук
ЛАЗАРЧУК АНДРЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ (р. 1958)
А.Лазарчук родился в Красноярске, где проживает и сегодня. Окончил Красноярский медицинский институт; по профессии - врач-реаниматор. Литературный дебют Л. состоялся в 1985 г., когда свет увидел рассказ "Экслибрис". Однако окончательно в профессии писателя-фантаста он утвердился к 1990 г. Тогда были опубликованы фрагменты романа-эпопеи "Опоздавшие к лету" (окончательно, в полном виде, роман издан в 1996 г.). Замысел эпопеи - грандиозная антиутопия о мире, который последовательно погружается в Апокалипсис. Сразу стало заметно тяготение молодого автора к эстетике модернизма. В его произведениях очевиден приоритет психологизма над социальной фантастикой. Принадлежит к так называемой "четвертой волне" .Пришел в литературу с несложными по форме, но глубокими по социально-философской мысли произведениями. Позже, в повести "Мост Ватерлоо" он выступил уже как автор социально-психологической прозы. Затем последовал триллер "Иное небо", который смело можно отнести к "жесткой прозе" (роман получил профессиона льную премию "Странник" 1994 г.). Сам автор произведение отнес к жанру "альтернативной истории". Действие романа происходит в 1991 г. В условно-фантастическом мире Л. Россия была завоевана Германией в 1942 г. И вот теперь, во время политического кризиса, европейская Россия откалывается от Рейха и пытается воссоединиться с Сибирью. Военная техника этого мира чрезвычайно развита. Главный герой - Игорь Валеницкий - могущественный человек, который тем не менее ощущает себя игрушкой в чьих-то руках. Идет "вечная война", бессмысленная и беспощадная.В основе "альтернативно-исторической" гипотезы автора - предположение, что мироздание - это некое кольцо, которое может образовывать петли. По времени можно двигаться; попадая в прошлое, изменять будущее; возможны и "параллельные" варианты развития мира, линии истории, берущие начало в одной точке, но впоследствии расходящиеся все дальше и дальше... Эта же концепция положена в основу романа "Транквилиум".Роман "Солдаты Вавилона" (завер шающая часть трикнижья "Опоздавшие к лету") оказался также экспериментальным и по форме, и по концентрированному философски-мировоззренческому содержанию. Это произведение исполнено аллюзий, предполагает множество толкований, представляет собою сугубо интеллектуальный роман.Структура "Солдатов Вавилона" организуется различными самостоятельными сюжетными линиями, которые только в конце сводятся воедино. В романе равновелики и равнозначимы люди и боги, реальность и видения, Сознание и Надсознание. Автор замыкает в единую цепочку понятия: Сознание - Надсознание - Бог - Мир, имея в виду, что Сознание творит Надсознание, Бог - порождение общественного сознания человечества. Бог творит Мир, а в Мире неизбежно появляется свое Сознание... И так без конца.По Л. Материя и Сознание - суть равноценные величины - и это основной закон мироздания. Для человека основной закон - этика, нравственность. Несовпадение этих двух законов образует трагический конфликт между миром и человеком.Сам писатель полагает, что ег о произведения не являются фантастикой как таковой. Определяя собственный художественный метод, он называет его "турбореализмом", утверждая, что "турбореализм чем-то похож на фантастику, но это не есть фантастика в полном смысле этого слова" (из выступлений Л.). Л. мастерски "закручивает" интригу, поэтому ему удается до конца любого произведения держать читателя в напряжении. Вместе с тем "развязки" - это слабое место автора. Они могут быть неадекватны сложным и оригинальным "завязкам", плохо вытекать из характеров и представленных автором ранее ситуаций.Его герои - сильные личности, которые воспринимают мир как непосредственную сферу своих интересов и приложения сил. У них мало комплексов, зато много знаний и умений. Именно их взгляд на окружающее становится призмой восприятия действительности самим автором.Романы Л. можно представить, как набор головоломок, сложенных по принципу матрешки. Внутри каждой раскрытой - новая. Сам автор словно играет "вероятностными линиями" : его герои попадают на развилки судеб мира, оказывают воздействие на выбор, подчиняют своей воле других, но - в конечном счете - сами оказываются под воздействием неких сил.


|| статьи || биографии || библиотека || гостевая || jeka911 ||
FANTSITE
Hosted by uCoz