FANTSITE
|| статьи || биографии || библиотека || гостевая || рассылка: ||

Владислав Крапивин
КРАПИВИН ВЛАДИСЛАВ ПЕТРОВИЧ (р. 1938)
В.Крапивин родился и вырос на берегах р.Туры в Тюмени. Выходец из педагогической семьи, они сам одно время мечтал пойти в педагогический институт, но тягак творческому самовыражению взяла верх. После окончания школы он поступилна факультет журналистики в Свердловский университет, и уже в студенческие годы сталсотрудничать в ряде местных периодических изданий. Но и любовь к миру детстване отпускала - примерно в то же время начинается его дружба сребятами- подростками: совместные походы, занятия фехтованием наталкивают на идеюсоздать детский клуб на основе самоорганизации. Так родился отряд"Каравелла",объединяющий всех, кто стремится жить насыщенной творческой жизнью (из рядов"Каравеллы" вышло немало известных сегодня деятелей науки и искусства, среди которых и детские писатели Н.Соломко, И.Тяглов).Первые книги К."Рейс"Ориона" (1962),"Брат, которому семь" (1963) появились, когда писателю было всего 25 лет, но темне менее они сразу были отмечены читателями и критиками. Заними последовали"Палочки для Васьки ного барабана" (1965),"Звезды под дождем" (1965),"Оруженосец Кашка" (1966),"Валькины друзья и паруса" (1967),"Путешественники не плачут" (1968),"Бегство рогатых викингов" (1970), "Тень каравеллы" (1971),"Далекие горнисты" (1971),"Баркентина с именем звезды"(1972),"Посмотри на эту звезду" (1972),"Всадники со станции Роса" (1975), "Мальчик со шпагой" ( 1976) и многие другие. Отвечая на вопрос о том, почему он выбрал основным занятием в жизни именно детскую литературу, К.неизменно отвечает -"Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мненаоборот, хотелось, чтобы подольше было детство... Не хватало собственного детства из-завойны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят", и еще -"Мне всегдадвенадцать лет". .
До конца 70-х гг в творчестве К. преобладала реалистическая линия: все его произведения этого времени по-своему продолжают гайдаровскую традицию романтического подхода к изображению мира детства. Барабаны, паруса, шпаги - неизменные атрибуты его книг, выросшие до уровня символа. Романтика - в крови крапивинских героев, которые умеют мечтать, ощущая зов дальних дорог и островов. В своих произведениях К. создал легко узнаваемый образ подростка: его мальчишки -"мятежники, повстанцы, защитники, воины, романтики". Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства. Не менее важно, что они энергичны в утверждении своего взгляда на мир, жизненной позиции, способны на Поступок, мужественны и последовательны. Может быть, поэтому герои К. часто"лезут в разные истории", чтобы защитить свою честь и спасти кого-то от"молний". Ощущение достоверности происходящего и его значительности усиливается оттого, что автор не скрывает ни от героев, ни от читателей жестокой правд ы жизни: у его мальчишек часто происходят конфликты с окружающими, нередко они вступают в стычки с хулиганами, даже бандитами. Жесткость авторской позиции предельна - иногда его герои погибают - третьеклассник Воробьев («Та сторона, где ветер") ценой собственной жизни спасает малышей, оказавшихся на сползающем с обрыва пласте льда, жестоким избиением Кирилла Векшина заканчивается повесть"Колыбельная для брата". Причем ребята редко получают благодарность за свою отвагу - так Сережу Каховского, выступившего против озлобленной бандитской группировки в защиту малышей, осуждают на совете отряда"за возмутительное поведение". И это закономерно - крапивинские мальчишки часто оказываются"нарушителями дисциплины" и"возмутителями спокойствия", они не удобны обывателям своей активностью, чувством сопричастности всему происходящему.
Герои К. - дети разных возрастов, но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их («Та сторона, где ветер","Оруженосец Кашка","Валькины друзья и паруса","Колыбельная для брата").Герой-подросток оказывается тем старшим другом, которому дано облегчить младшим болезненность и трудность взросления. По сути дела, мир крапивинского детства - мир без взрослых: их присутствие на страницах произведений, участие в действии предельно ограничено и носит часто негативный по отношению к детям характер. Подростки же оказываются мудрыми наставниками и друзьями, которые помнят еще свою беспомощность перед лицом зла и несправедливости, и всегда готовы прийти на помощь.
Трилогия"Мальчик со шпагой" - произведение, в котором наиболее полно воплотилась авторская концепция мира и ребенка в нем. Главный герой трилогии - Сережа Каховский - из тех"чудаков" и мечтателей, которые в борьбе за справедливое мироустройство готовы преодолевать любые трудности, а потому их конфликты с собой и с окружающей средой носят сугубо взрослый, серьезный, драматический характер. В 80-ые гг. в творчестве К. происходит поворот в сторону условного типа отражения действительности: выходит в свет начатая еще в 1971 г. роман-трилогия "Голубятня на желтой поляне", а со второй половины 80-ых гг. начинают, одно за другим, появляться аллегорические сказки писателя и произведения, составившие основу цикла о Великом Кристалле. Собственно цикл"В глубине Великого Кристалла" создавался, начиная с 1992 г., когда появились"Выстрел с монитора","Гуси-гуси,га-га-га" и"Застава на якорном поле"."Крик петуха" и"Белый шарик матроса Вильсона" продолжили его в 1993 г, причем последним произведением автор предполага л завершить цикл, но"потом неожиданно как-то, подспудно, откуда-то изнутри пошла повесть"Лоцман" ... А потом уже туда встряла предпоследней, неожиданно...повесть"Сказки о рыбаках и рыбках". Так был создан космогонический крапивинский Мир с его географией, историей, религией, физикой и метафизикой (о целостности и детальной продуманности этого мира свидетельствуют попытки создать его карты)
Мир Великого Кристалла - это множественность живых миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, существующих в едином"вертикальном времени". Населен он, в основном, детьми (взрослых в нем мало, они редко имеют"решающий" голос, а героями становятся лишь при условии сохранения детства в своей душе). Любимые герои К. - это дети-" койво" (по определению автора), мальчишки-Пограничники, которые наделены способностью проникать в иные миры. В основе сюжета каждого из произведений цикла - судьба одного или нескольких таких мальчишек. Слагаемые системы мироздания Великого Кристалла стали появляться в произведениях К. раньше, чем возник замысел цикла. Да и после формального завершения цикла появляются произведения, фактически апеллирующие к мифосемантической системе Великого Кристалла. Уже в 1961 г. в повести"Я иду встречать брата" появляются упоминания Ратальского космодрома, планеты Леда (которые затем войдут в"Великое Кольцо Мироздания". Из повести"Летчик для особых поручений" (1975) приходит в мир Ве ликого Кристалла Яков Михайлович Скицын (центральная фигура"Белого шарика матроса Вильсона").Трилогия"В ночь большого прилива" (1969 - 1977) дала Великому Кристаллу образ"светлого штурмана Иту Лариу Дэна" (Дэни), известного во многих мирах Кристалла как один из Святых Хранителей, и живой кристалл Яшку, выращенный из звездного жемчуга. Тогда же появляется в творчестве К. тема параллельных миров, многовариантности их развития, условий и возможности их сближения, даже соединения. Нельзя не обратить внимание на усложнение картины мира, происшедшее в последние десятилетия в творчестве К.: сохранив верность ведущим принципам конечной победы добра, справедливости, писатель тем не менее отчетливо сознает силу и жизнеспособность зла, в его произведениях есть и боль, и разочарование, и смерть. Героев К. иногда обвиняют в недетской жестокости, в отсутствии"христианского милосердия", забывая о том, что писатель ставит их лицом к лицу с реальным Злом, включает в борьбу, в которой нет и не может быть компромиссов. Создан ный К. мир Великого Кристалла в современной русской детской и подростково-юношеской литературе пока по-своему уникален (объемностью, детальной проработкой, однородностью мировосприятия), его своеобразным продолжением стали произведения последних лет писателя"Оранжевый портрет с крапинками","Самолет по имени Сережка","Дырчатая луна","Кораблики" .К. - один из самых парадоксальных авторов современной детской и юношеской литературы. При всей своей колоссальной известности этот автор на удивление мало исследован серьезной критикой. Сам же писатель предельно сдержан в выcказываниях по поводу собственной творческой концепции и оставляет свободу толкования написанного читателям


|| статьи || биографии || библиотека || гостевая || jeka911 ||
FANTSITE
Hosted by uCoz