И. Ефремов ПРИЛОЖЕНИЕ
Немало еще, к сожалению, появляется на свет фантастических произведений весьма невысоких литературных достоинств, если не сказать прямо - халтурных. В этом отношении, фантастика - благодатная почва для графоманов. Одна из причин тому - несколько снисходительное отношение к ней так называемой "большой литературы", которая причисляет фантастику к некоей разновидности научно-популярной или авантюрно-приключенческой беллетристики. Однако кое-кто и пользуется этим, наводняя страницы НФ прекрасными инопланетянками на фоне террас Баальбека или безграмотными описаниями установок модификации погоды. А пухлые такие книжки, попадая к читателям, еще больше упрочают в них стереотип НФ как второсортной литературы. Пытаются бороться с обилием "макулатуры" и сами писатели, выводя в своих произведениях образы эдаких лихих фантастов-графоманов, нередко воинствующих - чтобы самим держаться на плаву в море изданий и тиражей им подчас необходимо топить все мало-мальски талантливое. Ниже приведены несколько отрывков на эту тему из произведений советских фантастов. "Нельзя сказать, чтобы фантаст не делал никаких попыток объять своей земной мыслью нечто особенное и выходящее за сферу нашего обыденного опыта. Наоборот, он все время уносился мыслью далеко за пределы нашей солнечной системы, но только одной мыслью, сердцем же и всеми своими земными чувствами оставался дома, в своей комфортабельной квартире, с ее привычным и давно обжитым миром. Короче говоря, в Черноморцеве-Островитянине было слишком много от бойкого беллетриста и слишком мало от подлинного художника. Традиционная и во многом обветшалая система наивного приключенческого романа..." Г. Гор "Минотавр" (1967) "Последним в стереоскопическом розовом шаре появился Ф-писатель Казанский. Он сидел над листом бумаги и, тряся козлиной эспаньолкой, старательно выводил ровные строки шариковой ручкой: "Сим довожу до вашего сведения, что на здоровом "теле" советской Фантастики появился "гнойный нарыв", который требует немедленного "хирургического" вмешательства. Речь идет о так называемом "кружке" так называемых "молодых" так называемых "фантастов". По имеющимся достоверным данным, эти пресловутые "фантасты" собираются каждый месяц на частных "квартирах" (адреса прилагаются), чтобы неукоснительно поносить то лучшее, что создано отечественной фантастикой в лице меня и моих товарищей (список прилагается), а также читать собственные импровизированные "сочинения", в которых искажается роль влияния завоеваний наших отцов на достижения наших внуков, принижается роль расширения горизонтов науки будущего и очерняется роль забвения ошибок прошлого, таким образом, совершенно очевидно, что, с позволения сказать, "творчеству" этих, мягко говоря, "фантастов" объективно присущи боязнь грядущего, тоска по настоящему и непонимание прошедшего, а также неверие в НТР и вульгарный экологический "алармизм". В связи с вышеск азан ным предлагаю поименованных ниже "фантастов" рассредоточить, изолировать от бумаги, принудить к общественно-обязательному труду и уволить из творчества..." В. Бабенко "Игоряша "Золотая рыбка" (1985) "Года два назад Гарик Аганян пробивал в "Космосе" свой сборник научно-фантастических рассказов. Какие-то там приключения на ракете, которая движется быстрее скорости света. Конечно, Гарик знал, что таких ракет нет и быть не может, он мне лично несколько раз это объяснял и притом вполне доходчиво. Но зачем-то понадобилась ему такая вот сверхсветовая ракета Ну научная фантастика, у них там свои дела... Сборник и без того проходил туго, и вдруг каким-то неведомым образом рецензентом его оказался Гнойный Прыщ... Он вывел черным по белому, что Гарик - антинаучный мракобес, исповедующий людоедские теории гитлиризма... Как известно, максимальная скорость в природе - это скорость света. Кто это установил? Великий ученый Альберт Эйнштейн. А кто преследовал великого Альберта Эйнштейна? Гитлеровские мракобесы. А что утверждает Г. Аганян в своих злобных писаниях? Существований скоростей выше скорости света. Кого он таким образом ревизует - и даже не ревизует, а попросту злобно опровергает? Великого Альберта Эйнштейна. С кем же, спрашивается, смыкает свои ряды Г. Аганян? То-то!" А. и Б. Стругацкие "Хромая судьба" (1986) "Что же касается фантаста, то с ним вообще, все было предельно ясно. Добиться известности ему помогли исключительно инопланетяне. Стоило где-нибудь мелькнуть хотя бы тени загадки, как Туганов уже был тут как тут с готовым рассказом-гипотезой. Судя по всему, его не слишком заботило, о чем конкретно шла речь: о свершениях великих цивилизаций прошлого или последних завоеваниях научно-технической мысли. Его отмычка подходила к любым замкам. И египетские пирамиды, и полученные на ускорителях первые античастицы становились отправной точкой для фантастических спекуляций... Корзины на головах африканок, которые и по сей день предпочитают такой способ носки, он принял за гермошлемы с антеннами. О зареве в небе Петрозаводска и говорить не приходится. Писатель обрушил на голову доверчивой публики армаду космических кораблей. Приходится признавать, что многие попадались на его удочку." Е. Парнов "Александрийская гемма" (1987) "Книга повествовала о том, как профессор Сибирцев, космонавт Волгин, девушка Валя, пионер Петя и собачка Тузик отправились в путешествие к планете Плутон. Поводом для экспедиции явилось смелое предположение профессора, что всем известный храм Василия Блаженного является не чем иным, как памятником, оставленным на Земле инопланетной цивилизацией. В пути отважные звездоплаватели совершили множество замечательных открытие, а со встречного астероида сняли малосимпатичного гражданина неопределенного возраста. Как выяснилось впоследствии, это был диверсант из заморской страны Бизнесонии и одновременно секретный агент кибернетических феодалов с планеты Элц. Воспылав черной страстью к чистой девушке Вале, он тут же принялся творить всякие козни, однако стараниями пионера Пети и песика Тузика был разоблачен в середине третьей части. Роман заканчивался тем, что электронные тираны с планеты Элц потерпели сокрушительное поражение, профессор блестяще доказал свои гипотезы, космонавт Волгин и девушка Валя сочетались за конн ым браком, а пионер Петя без троек закончил пятый класс." Ю. Брайдер, Н. Чадович "Поселок на краю Галактики" (1986) |
|||
|| статьи || биографии || библиотека || гостевая || jeka911 || |